
Дело № 12-6/23
РЕШЕНИЕ
19 января 2023 года г. Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Лебедева Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске жалобу Ширманова Павла Михайловича на постановление заместителя руководителя- начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО16 № от 26.10.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении главного врача ГУЗ ЯО «Городская больница № 3» Ширманова П.В.,
установил:
Постановлением заместителя руководителя- начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО16. от 26.10.2022 № главный врач ГУЗ ЯО «Городская больница № 3» Ширманов П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Ширманов П.В. подал жалобу, в которой просил отменить вынесенное постановление в связи с отсутствием в действиях главного врача ГУЗ ЯО «Городская больница № 3» (далее по тексту также – ГБ № 3) Ширманова П.В. состава административного правонарушения. В обоснование жалобы приводит следующие доводы.
27.10.2021 ГУЗ ЯО Городской больницей № 3 в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ) заключен государственный контракт на выполнение работ № с ООО <данные изъяты>». В соответствии с информацией, размещенной в единой информационной системе (далее по тексту – ЕИС), контракт не содержит обоснования цены контракта. Согласно документам, представленным по запросу УФАС по Ярославской области, перед заключением указанного контракта заказчиком (ГУ № 3) был произведен расчет цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком методом сопоставимых рыночных цен, и подготовлено обоснование цены контракта. Впоследствии заключенный государственный контракт от 27.10.2021 № был размещен в ЕИС без подлежащего включению в состав информации, размещаемой в ЕИС, цены контракта. Ширманов П.М. полагает, что он не является надлежащим субъектом по делу об административном правонарушении, поскольку в учреждении имеется контрактный управляющий с правами администратора, ответственный за размещение информации в ЕИС.
В судебном заседании Ширманов П.М., надлежащим образом уведомленный о дате и времени судебного заседания, участия не принимал. Ходатайств в адрес суда не направил.
Представитель УФАС России по Ярославской области по доверенности Семенычева Е.К. представила суду письменные возражения на жалобу Ширманова П.М., полагала, что именно Ширманов П.М. как руководитель организации, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, является должностным лицом, подлежащим административной ответственности по ч.2 ст.7.31 КоАП РФ. Просила оставить жалобы Ширманова П.М. без удовлетворения. Кроме того, полагала, что Ширмановым П.М. пропущен срок на обжалование. Также на основании ч.2 ст.29.5 КоАП РФ просила передать дело по жалобе Ширманова П.М. в Кировский районный суд г. Ярославля в связи с тем, что административное расследование проводилось по месту нахождения органа, вынесшего постановление – УФАС по Ярославской области (г. Ярославль, Кировский район).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя УФАС по Ярославской области Семенычеву Е.К., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (пункт 1 статьи 31.1 КоАП РФ).
Исходя из толкования статей 4.8, 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление № от 26.10.2022 (в полном объеме вынесено 31.10.2022) получено Ширмановым 11.11.2022. Жалоба на постановление была направлена в суд посредством почтового отправления Почты России. Согласно почтовому штампу на конверте почтовое отправление принято в отделение связи 21.11.2022, то есть в пределах 10-дневного срока. Таким образом, срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении не является пропущенным.
В соответствии с ч.2 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Согласно разъяснениям п.5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из материалов дела следует, что определением ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ярославского УФАС России ФИО15 от 03.06.2022 в отношении должностного лица – главного врача государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Городская больница № 3 Ширманова П.М. возбуждено дело об административном правонарушении № по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ и определено провести административное расследование. На Ширманова П.М. возложена обязанность предоставить документы, перечисленные в определении от 03.06.2022, и определено время для его явки в Ярославское УФАС России. Определениями заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок Ярославского УФАС России ФИО16 от 04.07.2022, от 04.08.2022, от 05.09.2022, от 05.10.2022 срок проведения административного расследования продлевался в связи с неявкой Ширманова П.М. в Ярославское УФАС России для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, при этом фактически реальных действий, направленных на получение необходимых сведений контрольным органом не велось. Получение документов от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, необходимых для установления обстоятельств совершения правонарушения, не является административным расследованием.
Приведенные выше данные, оцениваемые в их совокупности и взаимосвязи, свидетельствуют о том, что, несмотря на вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по настоящему делу не осуществлялись процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то есть административное расследование фактически не проводилось, в связи с чем прихожу к выводу, что дело подлежит рассмотрению Рыбинским городском судом.
В соответствии с частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не направление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Из постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № следует, что главным врачом ГУЗ ЯО «Городская больница № 3» Ширмановым П.М. допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся в неразмещении в ЕИС в разделе «Реестр контрактов» обоснования цены контракта от 27.10.2021 №.
Государственный контракт от 27.10.2021 № заключен ГУЗ ЯО ГБ № 3 в соответствии с п.9 ч.1 ст.94 Закона № 44-ФЗ с ООО «<данные изъяты>» для осуществления закупки товаров при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме как у единственного поставщика. При этом в соответствии с ч.4 ст.93 Закона 44-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения государственного контракта, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных, в том числе, пунктом 9 ч.1 настоящей статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.
Ширманов П.М. как должностное лицо – главный врач ГУЗ ЯО ГБ № 3 - осуществляющее текущее руководство деятельностью учреждения, за совершение правонарушения, предусмотренного ч 2.ст.7.31 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Частью 2 статьи 12 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 указанного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).
В силу требований статьи 38 Закона № 44-ФЗ в целях организации закупочной деятельности заказчики создают контрактные службы или назначают ответственное лицо за осуществление закупок (контрактный управляющий).
В соответствии с трудовым договором от 14.05.2021 №, заключенным ГУЗ ЯО «Городская больница № 3» (работодатель) с ФИО4, последняя принята на работу к работодателю специалистом по закупкам. Согласно приказам от 18.05.2021 № и от 22.12.2021 № «Об организации контрактной службы» ответственным лицом за размещение информации в единой информационной системе с правами администратора, уполномоченного специалиста с правами направления шаблонов договоров участнику закупки, за размещение информации в единой информационной системе, с правом уполномоченного специалиста за размещение сведений об исполнении контракта назначены ФИО4, ФИО10
Согласно части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Пунктами 2.1.2.2., 2.1.2.3, 2.1.3.2, 2.1.3.9, должностной инструкции специалиста по закупкам ГУЗ ЯО «Городская больница № 3» определены обязанности специалиста по закупкам:
- выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- формирование и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- подготовка и размещение в ЕИС документов, необходимых для определения поставщика;
- размещение в ЕИС необходимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ отчетов, а также информации, подлежащей включению в реестр контрактов.
Пунктом 4.1.2 должностной инструкции ФИО4 предусмотрено, что за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности она несет ответственность в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что при наличии в организации назначенного должностного лица- специалиста по закупкам, осуществляющего функции контрактного управляющего, наделенного соответствующими полномочиями по осуществлению закупок, должностной инструкцией которого предусмотрены обязанности по размещению в ЕИС необходимой в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ информации, подлежащей включению в реестр контрактов, полномочия которого подтверждены наличием у него электронной подписи, дающей право самостоятельного подписания документов, размещаемых в единой информационной системе сайта государственных закупок, именно такой специалист по закупкам, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ является должностным лицом, несущим ответственность по ч.2 ст.7.31 КоАП РФ за неразмещение обоснование цены контракта, заключенного с единственным поставщиком, заключенного ГУЗ ЯО «Городская больница № 3».. Имеет место неисполнение ФИО4 как должностным лицом служебных обязанностей по осуществлению государственных закупок.
При таких обстоятельствах, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ является контрактный управляющий – специалист по закупкам, а не главный врач ГУЗ ЯО «Городская больница № 3» Ширманов П.М., несмотря на то, что он как руководитель организации обязан осуществлять контроль за всеми действиями подчиненных ему работников.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При указанных обстоятельствах постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 26.10.2022 № в отношении главного врача государственного учреждения здравоохранения Ярославской области городская больница № 3 Ширманова П.М., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Ширманова П.М. состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 26.10.2022 № в отношении главного врача государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Городская больница № 3 Ширманова Павла Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2. ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении Ширманова Павла Михайловича - прекратить.
Судья Лебедева Н.В.